ЦПМСС

Активное слушание

Версия для печати (PDF, 185kB)

В этом мире много бедных. Бедность касается, например, воды или денег и т.п. Но можно быть бедным и в психологическом отношении. Нам не хватает душевного тепла, понимания, любви. Можно быть бедным в психологическом отношении даже при материальном богатстве: непонятым, одиноким, недооцененным, нелюбимым. Отсюда начинается враждебность, конфликты, комплексы неполноценности.

1.Обоснование необходимости активного слушания
Определение. Активное слушание - это специальный способ взаимодействия таким образом, что понимаются чувства ребенка.
Пример: Ребенок вызывающе говорит, что не пойдет в школу, т.к. Будет экзамен.
Его чувства-страх, который скрывается за вызывающим высказыванием.
а) Эмпатические ответы дают возможность ребенку узнать о своих чувствах, которые он даже не может выразить.
Пример: Когда ребенок боится снов, поговорить с ним о страхах, это поможет ему понять, что он боится.
б) Эмпатические ответы помогают ребенку и родителям, т.к. между ними существует доверие и согласие. Если ребенок знает, что все будет нормально, когда он расскажет об этом папе или маме, то он будет честнее и у него будет меньше поводов для плохого поведения.
в) Активное слушание помогает укрепить доверие ребенка к самому себе.Он верит в себя, поэтому увереннее будет принимать решения и решать собственные проблемы, т.к. родители дают понять ребенку, что он чувствует то-то и то-то не буспочвенно, а в результате того-то и того-то.
г) Рефлексивное понимание обеспечит тепло и удовлетворение взаимоотношений отцы-дети, это увеличит готовность ребенка к уважению чувств и идей родителей.

2.Принятие
а) Показ понимания выражает,что родители понимают и принимают ребенка без угроз и отвержения.
Примар: + «Ты расстроен, что не получил то, что хотел...»
_ «Я не знаю, почему ты такой сумасшедший. Я ведь уже говорил, что я не дам тебе эту игрушку.»
б) Эмпатические ответы не обязательно подразумевают согласие, они принимают ребенка, его высказывания и чувства. Не обязательно соглашаться, принимая это. Обозначить чувства и показать, что вы их принимаете, означает, что ребенок знает, что вы поняли и приняли эти чувства.
Пример:+ «Этот экзамен завтра действительно беспокоит тебя.»
_ «Я согласен с твоим беспокойством из-за этого экзамена. Финал всегда
труден.»
• Понимание в ответе родителя показывает, что он выразил чувства ребенка, а не свои.
• Между чувствами ребенка и родителей естественно могут существовать разногласия. Они могут быть завуалированы родительскими высказываниями, которые идут после рефлексивных ответов.
Пример: «Ты кричишь ночью, т.к. боишься темноты и тебе кажутся
привидения.»
«Ты скажи, что я не боюсь темноты, т.к. Я уже большой, но
сейчас мне хочется спать с включенным светом.» (Это
родительское высказывание, о котором мы будем говорить в
следующей главе)
• Принятие детских негативных чувств минимизирует активность проявления их.
Пример: Ребенок отказывается идти к стоматологу, он кричит. «Это
естественно кричать, когда идешь к стоматологу.»
Ребенок знает, что родители понимают его, он знает, что они сами не чувствуют то же самое и не говорят, что он прав, что он боится.
• Когда учитель ставит оценку в тетрадь ученику, это означает, что он прочитал задание и ученик видит это. Это и есть принятие. Но с другой стороны, учитель ставит 5 или2, т.е. Одобряет или не работу ученика. А принятие не означает одобрения.
в) Эмпатические ответы не признают, правильны или неправильны чувства, не обозначают их как хорошие или плохие. Если родители начинают оцениватт их в этих терминах, это не дает ребенку свободы решить собственно самому или объяснить их самому.
Пример: + «Ты действительно сердит, что твоя игрушка сломалась»
- «Я же говорил тебе, не бери игрушку на улицу, ты же знал, что она
может сломаться.»
Полезно дать возможность родителям поэкспериментировать со взрослыми ситуациями по теме «рефлексивные» и «нерефлексивные» ответы и продемонстрировать результаты чувств.
Пример: 1)Вы стараетесь починить сломанную игрушку. Ваш муж говорит: «Ты не починишь ее никогда так».
2) У вас зубная боль. Ваш супруг говорит: « Я говорил тебе, сходи к
врачу, уже 2 месяца назад. Ты же не послушала меня.»
Механизм показа понимания
А. Показ понимания включает в себя:
1. выслушивание высказываний, выражений ребенка
2. определение чувств ребенка
3. произнести высказывание, которое выражает принятие и понимание чувств ребенка (эмпатический ответ)
Пример: Детское высказывание: «Эта глупая старая училка всегда придирается ко мне, хотя я ничего не делаю».
Чувства: злость, несправедливость, задетость.
Эмпатический ответ: «Ты думаешь, что учительница несправедлива, и что она действительно выставляет тебя дураком перед классом?»
Б.Крайне важно родительское отношение.
Подлинный интерес к проблемам ребенка и его чувствам очень полезны. Он может быть проявлен в результате следующего:
• родители должны хотеть слышать, что говорит ребенок и желать иметь время, чтобы слушать ребенка. Если вы сейчас не готовы слушать, вы должны подождать, когда у вас будет время и тогда внимательно выслушать его.
Пример: «Я хочу послушать, что ты мне говоришь, но сейчас не могу этого сделать.
Давай мы поговорим об этом хорошо после ужина.»
• Родители должны искренно принимать чувства ребенка, каким бы они ни были. Сначала надо признать чувства ребенка и дать ему понять это.
• Родители должны доверять ребенку в его способности самому выражать свои чувства и находить решения.
• Родители должны помнить, что чувства очень непостоянны. Вы должны быть готовы принять изменчивость в чувствах ребенка.
Пример: Ребенок идет играть с девочкой, о которой еще вчера говорил, что не
будет играть с ней никогда.
• Родители должны постараться увидеть мир глазами ребенка, т.к. Его чувства очень важны для него, также как ваши для вас.
В.В использовании показа понимания следуйте следующим правилам:
• Не критикуйте ребенка
• Не успокаивайте или никогда не показывайте одобрения его чувствам
• Не предполагайте решения его проблемам
• Не читайте морали и не говорите, что он сделал не так
• Не угрожайте ребенку из-за его негативных чувств
• Не говорите ребенку, насколько его чувства отличны от ваших. Не говорите, что, по-вашему, он должен чувствовать.

Невербальные выражения
Важно не только слышать чувства ребенка, но и видеть их. Ребенок может говорить одно, но его невербальное выражение показывает, что он чувствует другое.
Пример: 1. Ребенок не хочет мыться на ночь, хмурится, стучит кулаком.
Ответ родителя:
а)Ты действительно так ненавидишь мыться
б)Ты сердишься, что я заставляю тебя мыться
в)Ты можешь сказать, что ты хочешь делать
2. Ребенок не хочет мыться, улыбается, глаза блестят.
Ответ родителя:
а)Иногда прекрасно быть начальником и говорить, что ты хочешь
б)Ты надеешься, что я разрешу тебе не умываться сегодня.

Автор: педагог-психолог Федотова Надежда Алексеевна тел. 970-00-54

 

Адреса центра

  • Костромской проспект, дом 7
  • Улица Орбели, 31
 
 
Hosted by uCoz