ЦПМСС

Профориентация подростков: выступление педагога –психолога Федотовой Н.А. из ГБОУ ЦПМСС Выборгского района г. Санкт-Петербурга (20.11.2012г.)

Назад, к списку статей

Профориентация для подростков на сегодняшний день – очень важная задача.

Как никогда это актуально, т.к. идёт век компьютеризации, компьютеры заменяют рабочие функции человека, а впоследствии и вообще освободят его. В то же время растёт народонаселение. Что это означает для рынка труда? Молодым людям всё труднее будет найти работу, требования работодателей будут ужесточатся, а значит будет много молодых людей в свободном полёте и неизвестно, чем они будут заняты, если не найдут достойной работы.На мой взгляд, школа и общественные организации должны помочь школьникам в самоопределении, трудоустройстве, выборе учебных заведений, а особенно той части школьников, которые находятся в зоне риска: с ограничениями по здоровью, подросткам из неблагополучных семей, с девиантным поведением. Всё это делается, чтобы они были счастливы и наша старость была нам в радость.

Каковы же тенденции сегодняшнего выбора молодёжи? В ЦПМСС, где я работаю, мною было проведено в прошлом и в нынешнем году тестирование по методике «Ориентир» для диагностики профессиональных склонностей и представлений о профессиональных способностях учащихся и для информирования о профессиях, а также по методике Голланда и Айзенка. Кроме того, проводилось индивидуальное консультирование детей и их родителей по профессиональному самоопределению. Было протестировано по методике «Ориентир» 449 учащихся из 8 школ в прошлом году и 445 учащихся из10 школ в этом году, т.е. всего 994 человека. Также проводились лекции для педагогов и родителей по той же тематике «Профопределения».

Результаты тестирования по методике «Ориентир» показали, что учащиеся предпочитают группы профессий в следующем порядке по убыванию:

  • 1 место – «Человек - Человек» (4771 балл)
  • 2 место – Человек – Художественный образ» (4496 баллов)
  • 3 место – «Человек - Природа» (4116 баллов)
  • 4 место – «Человек – Техника» (3800 баллов)
  • 5 место – «Человек – Знаковая система» (3402 балла)

Это интересы учащихся. Обратите внимание, что самые востребованные профессии в ближайшее десятилетие будут как раз из наиболее непредпочитаемых учащимися групп профессий: «Человек – Знаковая система» и «Человек – Техника»! Налицо рассогласование между требованиями рынка, общества и интересами молодёжи. Из 25 самых востребованных профессий 8 будут связаны с программированием. А технических специалистов и сейчас не хватает, т.к. многие считают, что нужно идти в экономические области, связанные с быстрым и лёгким обогащенем. Таким образом, можно говорить о том, что многие учащиеся будут страдать от того, что не смогут найти работу с достойным вознаграждением и отвечающую их интересам. Из этого можно дать следующие рекомендации: шире знакомить учащихся с рынком труда, его требованиями, с будущими востребованными профессиями.

При этом самооценка способностей распределилась следующим образом:

  • 1 место – «Человек –Человек» (8630 баллов)
  • 2 место – «Человек – Техника»(6013 баллов)
  • 3 место – «Человек – Знаковая система» (5351 балл)
  • 4 место – «Человек – Художественный образ» (4905 баллов)
  • 5 место – «Человек – Природа» (4046 балов)

Из данного распределения следует, что способности учащихся близки к потребностям рынка, но желания работать в областях «Человек – Техника» и «Человек – Знаковая система» мало, чтобы его реализовать. Без желания человек мертв. Ему трудно добиваться успеха, реализовывать себя в тех областях, которые не нравятся. Налицо рассогласование желаний и умений, интересов, склонностей и способностей. Должна, на мой взгляд, какая-то государственная политика по повышению престижности профессий групп «Человек - Знаковая система» и «Человек - Техника».

Представляет собой проблема, когда учащиеся задают вопрос о том, можно ли иметь достойное существование без работы. Этот вопрос достаточно сложный, чтобы рассмотреть его в рамках тестирования и коротенькой лекции по профориентации. И все-таки учащиеся получают от меня такой ответ: «Человек должен прийти в этот мир и уйти, и после него мир должен улучшиться». Конечно, человек может иметь деньги и не трудясь, но быть полезным членом общества, на мой взгляд, он обязан. Возможно, кто-то из присутствующих мне поможет и другими ответами на этот вопрос.

Ещё надо отметить, что в целом уровень притязаний составляет всего в среднем на данную выборку 71% от уровня способностей и умений (20585 баллов – интересы, 28945 баллов - способности). Это означает, что учащиеся обладают определёнными способностями, но желания их реализовывать имеют небольшое, почти что в два раза меньше.Другими словами, человек умеет, но не хочет что-то делать. А как писал Маслоу, если человек не реализовывает свои способности, это значит, что он будет несчастлив, неудовлетворён своей жизнью, т.к. мотивация достижений у него снижена. Это может быть из-за разных причин. Одна из причин: привычка жить в полсилы, спустя рукава, т.е. плохие привычки. Другая причина низкой мотивации достижений: неблагоприятное окружение, которое играет на понижение человека, например, критичные учителя, недостойные друзья, низкие групповые нормы, когда равняются не на лучших, а на худших учеников. Тестирование даёт возможность каждому учащемуся увидеть свои оценки, насколько притязания ниже способностей, т.е получить обратную связь о себе в разрезе будущей работы, её успешности, а также счастливой или несчастливой жизни.

Особенно большое рассогласование желание и способностей в области «Человек – Человек», где желание работать очень важно для профессиональной успешности (склонности – 4771 баллов, способности – 8630 баллов, что составляет почти в 55%) .Поэтому часто люди помогающих профессий выгорают на работе, т.е. теряют интерес к своей профессии, начинают пить, употребляют наркотики. Это очень разрушительно как для профессионала, но особенно разрушительно для его клиентов, подопечных.

В ходе тестирования выявились учащиеся, в оценках которых обнаруживалось явное психологическое неблагополучие. Например, что можно сказать о ребёнке, который даёт следующие баллы: все области профессий -0, кроме области «Человек – человек», в которой он набирает всего 3 балла из 15 возможных. От самоубийства его отделяет одна всего ниточка, к человеку. Разорви эту нить, и будет самоубийство. Никаких интересов, никаких способностей они у себя не обнаруживают. О таких детях предупреждались социальные педагоги, давалась рекомендация обратиться в Центр психологической помощи детям для индивидуальной работы, но никто из данных детей и их родителей не был направлен школой в центр. И таких набралось за предыдущий год по данному тестированию 12 человек.Ещё не поздно что-то сделать, помочь таким детям. Тем более что сами дети предупреждают нас о том, что у них проблемы, через тестирование, через ответный лист.

В центр обращались ко мне по поводу профессиональной ориентации дети вместе со своими родителями. В основном это были консультации по инициативе родителей. Дети разные: первая категория – это благополучные дети благополучных родителей. С ними, как правило, хватает 3 -4 консультации. Вторая категория – это дети с трудностями в поведении, так называемые девиантные дети. Этим детям, как правило, нужно развитие самосознания, а также взаимопонимание с родителями. Третья категория – это дети с врождёнными отклонениями, родовыми травмами. Здесь, по моему мнению, нужна работа больше с родителями, которым трудно примириться с тем, что у ребёнка нет, допустим, способностей к руководству или возможностей получить высшее образование.При индивидуальных консультациях я применяла 3 главных теста:

  • 1) «Ориентир»,
  • 2) тест Голланда, который дает возможность определить предпринимательские способности в отличие от первого теста,
  • 3) а также тест Айзенка, который определяет темперамент, силу –слабость нервных процессов, а также лживость – откровенность, что помогает в работе с детьми с ослабленными детьми и с учащимися с девиантным поведением.

Кроме этого я использовала тест Пряжникова и тест интересов, а также проективные вопросы «Чем бы ты занимался, если бы тебе ничего не мешало?». Для развития самосознания применялись приемы косвенного внушения, особенно если нужна была коррекция поведения.

Все тесты по профориентации помогают развить самосознание, что очень важно для понимания своих сильных и слабых сторон, для сравнения себя с возможностями других людей, а это в свою очередь дает устойчивость личности в дальнейшей трудовой жизни.

Также важна информация про будущее рына труда. Учащиеся должны понимать, куда движется человечество в целом, какие профессии будут востребованы, а какие будут исчезать, какие профессии будут приносить наибольший доход, а также что нужно для успеха своей деятельности.

Назад, к списку статей

Адреса центра

  • Костромской проспект, дом 7
  • Улица Орбели, 31
 
 
Hosted by uCoz