ЦПМСС

Учебная программа "Психологическая помощь педагогам по снятию профессиональной усталости"

Назад, к списку статей

Составители:

  • Кургинова А.Н.
  • Каземирская Н.В.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность программы объясняется тем . что профессия педагога считается из наиболее социально значимых, так как от качества обучения и воспитания подрастающего поколения зависит будущее государства.

Одновременно она относи к профессиям, требующим высоких нервно-психологических затрат, так как связана с повышенной ответственностью, постоянным интеллектуальным и эмоциональным напряжением.

Возможно, затянувшаяся нестабильность социально-экономической ситуации в стране и отсутствие социальной защищенности учителей оказывают определенное отрицательное воздействие на их нервно-психологическое состояние. Проведенные исследования позволяет сделать выводы о том, что сама профессиональная деятельность оказывает дестабилизирующее влияние на эмоциональную сферу педагогов. Анализ корреляций личностных изменений, связанных с педагогическим стажем работы . показал что (с вероятностью 0,99 снижается эмоциональная стабильность, повышается тревожность, эмоциональная реактивность, агрессивность, общее нервно-психическое напряжение, растут пессимизм, настороженность, общая дезадаптация, в стрессовых ситуациях поведение становится неконтролируемым. Данный комплекс личностных изменений получил название синдрома профессионального эмоционального сгорания. Общая ситуация по результатам обследования педагогов такова:

  • повышенный уровень тревожности, склонность к невротизации - 60%
  • эмоциональная нестабильность, неуравновешенность - 30%
  • абсолютное преобладание отрицательных эмоциональных состояний - 38%
  • повышенная ранимость, низкая стрессоустойчивость - 37%
  • впечатлительность, повышенная агрессивность в стрессовых ситуациях - 39%
  • предельно повышено нервно-психическое напряжение - 24%
  • значительно снижена способность к социальной адаптации - 49%
  • состояние хронического переутомления, снижена работоспособность -19%
  • установка на снятие с себя вины и ответственность в стрессовых, конфликтных ситуациях -48%
  • завышенная неадекватная, искаженная психологической зашитой самооценка - 31%

Обследовано 3 школы Выооргского района, 66 педагогов. И более 80% обследованных учителей для достижения нормального самочувствия и работоспособности нуждаются в различных видах психотерапевтической помощи, чтобы отрицательные последствия их личностной невротизации не сказывались на учащихся.

Определенную дополнительную информацию дал математический анализ различных типологических групп. Оказалось, что синдром профессиональною сгорания максимально выражен у преподавателей предметников старших классов и практически отсутствует у начальной школы, проблемы которых чаще проистекают от их несобранности, слабости волевого самоуправления.

Учителя-предметники также в равной степени оказываются подвержены эмоциональному сгоранию. Наиболее «устойчивы» оказываются преподаватели математики и физики. Однако свои проблемы осложнения имеет каждая из групп преподавателей. «Естественники» - наиболее пессимистичны и глобально дезадаптированы, «гуманитары» - наиболее ранимы, лингвисты оказываются особо сложными в общении из-за повышенной эмоциональной реактивности, с быстрыми переходами от благодушия, беспечности к агрессивности. Особого подхода также требуют преподаватели с высоким творческим потенциалом.

Цель программы

  • Оказать психологическую помощь педагогам в ситуациях, связанных с реагированием на агрессивное поведение участников образовательного процесса.
  • Снизить психоэмоциональное напряжение у учителей.

Задачи программы:

  • Показать новый тип взаимоотношений учителя с участниками образовательного процесса через партнерские отношения.
  • Оказать психологическую помощь во взаимопонимании (учитель-ученик) при принятии ответственных решений в школе, семье, социуме.

Формы работы: диагностика, беседы, практические занятия.

Новизна программы

  • Изменение деятельности педагога, ее функций и иерархического строения
  • Изменение личности педагога на фоне изменения начального сознания (профессионального внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы)

Теоретические положении программы

Учитель рассматривается как важнейший потенциальный сотрудник психологической службы школы.

Ученик выступает как объект педагогического воздействия с точки зрения учителя, а также рассматривается как результат его деятельности в образовательном процессе.

Практическая значимость программы

Повышение профессиональной компетентности педагогов. Снижение агрессивного напряжения способом, не препятствующим эффективному педагогическому процессу.

Определение результативности

Контакт с педагогами, повторная диагностика (сбор анамнеза).

Технологии обучения

Фактические занятия через дискуссию для определения негативных чувств, которые являются барьером для эффективной работы. Формирование ресурсов позитивного взаимодействия на ребенка.

Структура программы

Цели, задачи, пояснительная записка, тематический план, список литературы.

Режим занятий

1 раз в неделю 2 академических часа, 12 занятий.

Апробация программы

В течение года.

Учебно-тематический план

№ п\п Название тем всего часов Лекционных часов Практических часов
1 Вводный этап 4 1 3
2 Этапы формирования ресурсов 6   6
3 Повышение психологической компетентности 4 2 2
4 Обучение эффективным способам взаимодействия 6   6
  Всего 20 3 17

Назад, к списку статей

Адреса центра

  • Костромской проспект, дом 7
  • Улица Орбели, 31
 
 
Hosted by uCoz