Социально-педагогические и психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей
Версия для печати (doc, 19 кб)
По мнению многих авторов, эта возрастная группа (14-17лет) характеризуется рядом особенностей и изменений, которые способствуют совершению противоправных действий. Хотя в периодизациях психофизиологического развития старший подростковый (14-15лет) и младший юношеский (16-17лет) возраста относят к разным возрастным периодам, в периодизации социального развития оба они обозначаются как ‘маргинальный период социализации’. Это объясняется сходством процессов, которые характеризуют социальное созревание индивида в это время, совпадением механизмов, институтов, способов социализации и т.п.
Юристы также выделяют этот возраст, употребляя понятие ‘несовершеннолетний’ в отношении лиц 14-17 лет. Это связано с тем, что молодые люди в этом возрасте уже характеризуются определенным социальным статусом, гражданскими правами и обязанностями, закрепленными в законодательных актах. Однако, в отличие от взрослых, степень их социальных прав и ответственности еще ограничен.
Говоря о школьной молодежи как о 'группе повышенного риска' в плане совершения ими правонарушений, необходимо рассмотреть основные причины, связанные с особенностями возрастных изменений. И.С.Кон, который занимался изучением данного возраста, выделил следующие причины:
- Внутренние трудности переходного возраста, начиная с психо-гормональных изменений и заканчивая формированием и перестройкой 'Я-концепции'. Т.е. в физиологическом плане у подростка наблюдается 'гормональная буря', вызванная повышенной активностью эндокринной системы и проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, неадекватных эмоциональных реакциях, непредсказуемости настроений, раздражительности. Это может вызывать трудности во взаимоотношениях, конфликты, ссоры, вербальную и другие виды агрессии, различные виды девиантного поведения .В этом возрасте происходит также половое созревание ,которое вызывает серьезные проблемы в сфере взаимоотношений полов и может служить толчком к асоциальным проявлениям в сексуальной жизни подростка. А возникшее желание найти признание у противоположного пола иногда приводит к использованию в этом деле аморальных и т.п. способов и приемов. Бурный рост, изменения в организме (внешние и внутренние) влекут за собой изменения в психике. В связи с этим может возникнуть синдром дисморфобии, когда собственный физический недостаток (зачастую придуманный) ясно осознается и фрустрирует личность. Под действием синдрома возникают характерологические изменения, которые вызывают проблемы в общении и адаптации. А, как уже говорилось ранее, дезадаптация — одна из основных причин формирования противоправного поведения. Ряд комплексов неполноценности, формирующихся под влиянием синдрома дисморфобии, приводит к возникновению у подростка неуверенности в себе, усилению его убеждаемости, снижению самооценки и вызывает появление ряда негативных качеств, отрицательно влияющих на формирование устойчивой позитивной ' Я-концепции '.Важность ее создания неоспорима. Это подтверждают и исследования Е.Н.Голубевой, согласно которым «главная трудность в перевоспитании даже несовершеннолетних правонарушителей не в том,ч то подросток не хочет исправиться или не понимает, то надо жить честно, а в том, то они порой не могут этого сделать из-за наличия уже сформировавшейся и достаточно инертной системы негативных ценностей, оцениваемых обществом как аморальные».Необходимо заметить, что сам процесс формирования самосознания в этом возрасте также существенным образом изменяет характер взаимоотношений с окружающими людьми, вызывает проявление выраженного стремления к самостоятельности, эмансипации, автономности от взрослых, обостренной критичности к ним и всему, что они предлагают, что порождает конфликты и отторжение ценностей общества (взрослых).С другой стороны, проявляется стремление к общению со сверстниками, повышенное внимание к их мнению, потребность в самоутверждении в этой среде. Значимой становится референтная группа, возможное влияние которой мы рассматривали в предыдущей главе
- Статусно-ролевая неопределенность и пограничность социального положения несовершеннолетнего. Она характеризуется тем, что по биологическим данным подросток/юноша достигает параметров взрослого человека, а его социальные и психологические возможности ограничены (т.е. у него почти отсутствует жизненный опыт, не сложилось мировоззрение, не сформированы защитные механизмы и стратегии адаптации, нет в наличии форм и механизмов поведения необходимого для разрешения многочисленных внешних и внутренних конфликтов и т.п.).Таким образом, можно говорить о том, что они уже не дети, но, в то же время, еще и не взрослые. Это вызывает несоответствие между уровнем притязаний и его психологическими возможностями. Стремление преодолеть это противоречие может приводить к принятию внешних атрибутов взрослости таких, как курение, сквернословие, употребление спиртных напитков и т.д., вплоть до совершения преступлений и правонарушений. С другой стороны, желание казаться взрослым, самостоятельным, эмансипированность школьной молодежи заставляет их подвергать критике или вовсе отвергать нормы поведения и ценности, предлагаемые старшим поколением.
- Противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля. Имеется в виду, что «детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм послушания, уже не действуют; а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, основанные на внутренних нормах, еще не сложились или не окрепли».
Хотелось бы отметить еще ряд качеств, свойственных данному возрасту и оказывающих влияние на возможность совершения асоциальных действий. К ним относится, например, подростковое упрямство, природе которого еще не нашли объяснения. Наличие этого качества вызывает у взрослых негативные эмоции, может приводить к конфликту и наказанию подростка. Это, в свою очередь, вызывает еще большее упрямство, несовершеннолетний может предпринимать попытки ухода из дома, совершения аморальных и асоциальных поступков. За этим следует новая попытка родителей привлечь подростка к порядку и т.д.Таким образом, получается замкнутый круг. Постоянные наказания приводят к тому, что подросток перестает ощущать свою вину за совершаемые противоправные действия. Это содействует формированию личности с асоциальной направленностью.
Еще одно качество, свойственное этому возрасту, — конформизм, который наиболее ярко проявляется в группе с девиантным поведением. По статистике большинство правонарушений осуществляется несовершеннолетними под давлением группы.
К совершению аморальных и асоциальных поступков может привести также юношеский ‘романтизм’, стремление к чему-то яркому, необычному. А так как преступную деятельность всегда окружает ореол таинственности и романтики подростки легко попадают под влияние асоциальной личности. К тому же немаловажную роль играет склонность к риску и авантюризму(свойственна 43%).
Разделы сайта
Адреса центра
- Костромской проспект, дом 7
- Тел. (812) 553-18-75
- E-mail: viborpmss@bk.ru
- Схема проезда
- Улица Орбели, 31
- Тел. (812) 552 51 09
- E-mail: viborpmss@bk.ru
- Схема проезда